8. Основы экспертного анализа. Понятия «запас» и «ресурс».
Ресурс характеризует потенциальные возможности (каждого) компонента. Он может выражаться в количественной форме (необходимое количество сырья, денег, энергии, времени), а также иметь качественную природу (квалификация деятеля, ноу-хау).
Назначение экспертного анализа: три специализации ПОСТАНОВЩИКИ ЗАДАЧ - математики, которые формализуют требования для постановки и решения прикладной математической задачи. КОГНИТОЛОГИ - специалисты по инженерии знаний, которые создают интеллектуальные компьютерные системы. АНАЛИТИКИ - многопрофильные специалисты (транспрофессионалы), которые формализуют политические (в широком смысле) технологии.
Основы работы МЕТОДОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – представление о деятельности, инженерии, технологии. ИНЖЕНЕРИЯ ЗНАНИЙ - методы получения и преобразования знаний, анализ смысла и понимания, полилогический вывод (правдоподобный логический вывод, статистическое рассуждение). СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ - организация коллективной деятельности.
"Изюминки" экспертных систем "ЭКРАН"-ТЕХНОЛОГИЯ - информационная технология для постановщиков задач, когнитологов и аналитиков, основанная на многообразии представления знаний с помощью компьютерной и презентационной техники, а также на использовании команды организации работы (методолог - игротехник - планшетист). "ЭКРАН"-МОДИФИКАЦИЯ - технология социальных изобретений, основанная на теории решения изобретательских задач и особенностях психики человека (психолингвистика). "ЭКРАН"- протоТИПИРОВАНИЕ - технология организации начального этапа исследования, разработки и обучения: создание наиболее ПРаСТОЙ СИСТЕМЫ, содержащей наиболее СЛиЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ.
Фрейм (англ. frame - рамка) - иерархическая структура для представления знаний. Фрейм устроен следующим образом: ИМЯ: имя (наименование) понятия (и экземпляра); ПРИЗНАК: свойство (ПРИ имени ЗНАК) понятия; ЗНАЧЕНИЕ: значение признака, характеризующее конкретный экземпляр.
ФРЕЙМ "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" Фрейм "Деятельность", который будет одним из наших основных инструментов, описывается следующим образом: ДЕЯТЕЛЬ: тот (человек, организация), КТО осуществляет деятельность. ПРОДУКТ: то, (объект, процесс), ЧТО получается в деятельности. МАТЕРИАЛ: то (объект, процесс), ИЗ ЧЕГО получается продукт. ИНСТРУМЕНТ: то (объект, процесс), ЧЕМ получается продукт.
РЕФЛЕКСИЯ Рефлексия - деятельность, материалом которой является (другая) деятельность. Это позволяет описывать процессы типа "я думаю, что он думает, что они думают ...". СХЕМЫ Схемы позволяют наглядно описать отношения между элементами системы (фрейма). МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ Методологические схемы - схемы, в которых вместе с представлением об объектах и процессах обозначены: - тот "Я", кто об этих объектах и процессах рассуждает; - место (позиция) этого "Я".
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ Знание об объекте (процессе) - структура (например, фрейм) описания объекта (процесса). НЕзнание - незаполненная структура. Понимание - формирование структуры, с помощью которой представляется знание. Узнавание - заполнение свободных фрагментов существующей структуры знания. СМЫСЛ(ы) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Смысл деятельности Д1 относительно деятельности Д2 - продукт Д2, в которой Д1 является инструментом. Смыслов Д1 может быть столько, сколько будет создано различных деятельностей Д2.
УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (ЗНАНИЙ) В процессе исследования происходит углубление понимания объектов и процессов: от имен к отношениям. Обусловленность имеет обратный порядок: от отношений к именам (нижний уровень определяет тенденции (законы) для всех верхних уровней). Примеры Имена часы Формы песочные/механические/электронные Функции измерение времени Фундамент ( Отношения) раньше/позже, больше /меньше
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ О-ПРЕДЕЛ-ение (процесс) - установление пределов. Определение (результат) - описание, предназначенное для разграничения. Определения - модели понятий (сгустков смысла). О-ПРИ-ДЕЛение – пределы, установленные применительно к определенному делу (деятельности)
НАБОР СПОСОБОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
СЕМАНТИЧЕСКИЕ СЕТИ Описание семантической сети в форме семантической сети: состоит из применяется УЗЛЫ <------------- СЕМАНТИЧЕСКАЯ -----------> ОПИСАНИЯ состоит из для ЗНАНИЙ СВЯЗИ<---------------------- СЕТЬ Множество фреймов можно связать в семантическую сеть. Из семантической сети можно вырезать фреймы.
ПРОДУКЦИИ Системы продукций - это системы правил вида: [ имя правила ]: ЕСЛИ < Условие> ТО <Действие>
ТАБЛИЦЫ РЕШЕНИЙ Таблицей решений называется таблица, составленная из двух частей: Условий и Действий, соотнесенных с набором Объектов. Если некоторое условие (действие) имеет место, это обозначается в соответствующей клетке таблицы символом " 1 (Да, Yes, +)", в противном случае используется символ " 0 (Нет, No, -)"
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ
1. Предварительная обработка Отбрасывание экстремальных значений массива экспериментальных данных позволяет увеличить точность оценок. Отбрасываемые значения надо анализировать дополнительно - не несут ли они важную информацию (новый эффект). Крайне желательно измерять объект (процесс) в его (объекта) внутренних единицах (ритмах, собственных функциях).
Также крайне желательно иметь хотя бы один эталонный вариант (идеализированную модель, теоретический расчет, вариант с повышенной точностью измерений относительно обычной процедуры). Это позволяет оценить саму оценку (её точность). При этом надо отличать точность (меру погрешности) от адекватности (степени соответствия точности решаемой задаче). При малом количестве экспериментальных данных можно использовать метод размножения выборки (бутстрэп), а также метод фрагментов: наложение детализации одного из фрагментов процесса на обобщенные характеристики других фрагментов.
2. Детализация структуры оценки Оценка сложной характеристики может быть детализирована. Форма детализации - фрейм. Очень важно, что оценки многих характеристик могут быть изменены в результате деятельности. Это играет большую роль в экономике, политике и других сферах. Для изменения оценки нужно иметь модель того субъекта (человека, организации), поведение которого зависит от данной оценки.
3. Когнитивная графика Нагруженные дополнительным смыслом графические образы позволяют подключить к процессу познания дополнительные возможности мозга. Например, фейкодеры (лица Чернова) используют для представления многопараметрических процессов: значения параметров соответствуют размерам деталей человеческого лица.
ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ, ИНФРАСТРУКТУРА (СЕТИ)
Знание тенденций развития технических и социальных систем позволяет принимать эффективные решения. Одной из основных тенденций является переход от проектирования отдельных объектов к проектированию поколений объектов и процессов на основе соответствующих инфраструктур. Технология характеризуется тем, что знания о том, как изготовить объект, могут быть переданы (транслированы). Инфраструктурой (относительно заданного множества технологий) называется система ресурсов (энергетические, финансовые, образовательные и т.п.подсистемы), обеспечивающая существование данного множества технологий.
Информационные технологии существенно отличаются от традиционных по ресурсоёмкости тиражирования и требованиям к культуросообразности ("Технологии бывают только отечественные" - Д.И.Менделеев). Сетевая организация современного общество дало основание для выдвижения гипотезы о формировании нового типа личности - "мозаичного человека".
МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Метод мозгового штурма основан на разделении процессов генерации и критики идей. Метод морфологического ящика состоит в разделении проектируемого объекта на части и комбинировании различных вариантов реализации этих частей. Наиболее совершенным средством творческого мышления в области техники является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, разработанная Г.С. Альтшуллером. Эта теория характеризуется введением ряда понятий: ИКР - "идеальный конечный результат" (деталь сама себя обрабатывает), ТП - "техническое противоречие" (эффект должен быть и одновременно его быть не должно), а также наличием системы приёмов преодоления противоречий в конкретных условиях. Разрабатываются аналоги ТРИЗ для социальной инженерии. Существуют различные эффекты и приёмы, такие, как стратагемы древнего Китая и современные технологии ведения переговоров.
СТРУКТУРЫ МОДЕЛЕЙ В СОЦИОНИКЕ:
- имеется 8 различных каналов (ячеек, слотов, мест), каждый из которых может и должна занимать одна из 8-ми различных психических функций; - тип ЛИЧНОСТИ полностью определяется тем, какие именно функции занимают два основных канала: восприятия и реализации; - размещение прочих функций однозначно определяется типом личности; - при взаимодействии моделей (личностей) взаимодействуют функции; - тип ОТНОШЕНИЙ определяется тем, в каких каналах находятся взаимодействующие функции. Данная модель личности обусловливает существование 4-х коллективов (квадр из 4-х человек каждая), оптимальных для 4-х циклов развития систем: идея - прототип - испытания - реализация.
МОДЕЛИ ЯЗЫКА
Язык - критический ресурс социальной инженерии. Его свойства, связанные с подсознанием, рассматриваются в психолингвистике и нейролингвистическом программировании. Пример модели: характеризация понятий по координатам "оценка (хороший - плохой)", "сила", "активность". Другая модель оценивает характеристики компонентов слов - звукобукв (например, "острый", "горячий"), и затем использует эти оценки для характеризации слов и текстов. В нейролингвистическом программировании используется модель предпочтения человеком одного из трёх каналов восприятия информации: зрительного, слухового, кинестетического. Эти предпочтения отражаются в языке.
МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА
Методологическая игра - коллективная работа, в которой: - используются методологические схемы ("это говорим мы!"); - работает специальная команда методологов и агротехников; - постоянно осуществляется рефлексия; - действует принцип самоопределения. В методологической игре провоцируется конфликт содержательных подходов к проблеме одновременно с ликвидацией коммунальных скандалов.
ПОСТАНОВКА ПРИКЛАДНОЙ ЗАДАЧИ. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ
Наиболее распространённые методы постановки прикладных задач - системный анализ и исследование операций (можете обсудить с преподавателями разницу этих методов). В их основе лежат следующие предположения:
1.1. Исследуемый объект (процесс) является системой, в системе можно выделить ПОДсистемы, а сама система взаимодействует с системой более высокого уровня - НАДсистемой. 1.2. Перечисленные системы имеют цели (ПОДцели, НАДцели), которые образуют ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ. Способ оценки степени достижения цели называется КРИТЕРИЕМ. При невозможности описания ситуации единственным критерием может быть поставлена многокритериальная задача. 1.3. Может быть построена модель, которая количественно свяжет степень (качество) достижения целей с характеристиками элементов систем, и тем самым даст возможность найти ОПТИМАЛЬНОЕ решение.
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
Экспертный анализ, используя возможности системного, отличается от него следующим: 2.1. Всегда анализируется ситуация формирования системных представлений, целей, способов получения и использования знаний и т.п. Иными словами, учитывается роль ДЕЯТЕЛЯ (НАБЛЮДАТЕЛЯ), который придаёт определённость используемым представлениям. На методологической схеме указано, кто и как рассуждает. 2.2. В области социальной инженерии задача всегда рассматривается как задача формирования ПОЛИТИКИ - комплексного и долгосрочного способа разрешения конфликтов. 2.3. Существенно используются средства компьютерной поддержки коллективной работы, в частности, методы искусственного интеллекта.
МОДЕЛЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Особенность данной лекции - моделирование студентом своей профессиональной карьеры как математика-прикладника. В методологических играх такой процесс моделируется как САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Человеку, который не может и/или не хочет решать задачи типа той, которая рассматривается на этой лекции, будет тяжело работать.
ПОСТАНОВКА-1: М О Д Е Л Ь Первоначальная постановка задачи формулируется как "Модель выбора места работы выпускником математического факультета ОмГУ" (коротко - "Модель"). Проблемы этого этапа: - строгое определение различных характеристик (степень интереса к работе, возможности роста, оплата труда, психологический климат в коллективе и т.п.), которое оказывается достаточно сложным даже для такого показателя, как доход; - построение способов количественного измерения указанных характеристик (способ, оценка точности, трудоёмкости); - нахождение модели баланса характеристик, с целью получения оптимального решения.
ПОСТАНОВКА-2: Т Е Х Н О Л О Г И Я Следующий уровень постановки задачи - создание ТЕХНОЛОГИИ, в которой живёт "Модель". Технология включает в себя: - описание способа работы с моделью для пользователя; - описание способа работы с моделью для оператора (человека, который обновляет данные и корректирует формулы в программе); - создание и описание способа мониторинга данных (в городе, стране и мире), который осуществляет аналитик трудовых ресурсов; - создание программ для обучения пользователей, операторов и аналитиков.
ПОСТАНОВКА-3: П О Л И Т И К А Наконец, высший уровень постановки задачи - формирование ПОЛИТИКИ, что подразумевает активное влияние на процесс в целом. Политика в данном случае включает в себя: - определение системы всех сил, действующих на рынке труда: работников, работодателей, профсоюзов, посредников - рекрутинговых агентств и т.п.; - формирование системы взаимодействия всех этих сил, начиная от моделей и АРМов и кончая клубами и дискотеками; - формирование "мозгового центра" этой системы, определяющего развитие политики по мере развития социально-экономической ситуации.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ИХ АНАЛИЗ Законы фиксируют УСТОЙЧИВЫЕ отношения объектов (субъектов). Для аналитика ФОРМА существования закона - МОДЕЛЬ (комплекс моделей). Пример модели: применение формулы тяготения F=y*(m1*m2)/r^2 r к анализу пассажиропотока F между двумя городами с населением m1 и m2 человек соответственно в каждом и расстоянием r между ними.
Отдельная задача - проверка АДЕКВАТНОСТИ (соответствия) закона (модели) исследуемой ситуации (решаемой задаче). Проверка адекватности включает в себя процедуру доказательства (убеждения потребителя). Интеллектуальные системы могут сами строить модели (формулировать законы) на основе классификации множества заданных причин и следствий (типа "если А или В и не-C, то D"), а также статистических данных (типа "из N объектов с признаками A, B, не-C 70% обладают свойством D). Такие системы строятся на основе методов логического или статистического вывода. Системы могут обучаться на тестовых задачах.Нейрокомпьютеры (и их программные имитаторы) интересны тем, что в них элементарные модули (модели нейронов), зменяют параметры взаимодействий друг с другом в процессе обучения
ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ Современный человек живет в мире искусственного, законы которого, с одной стороны, достаточно устойчивы, а с другой - могут быть изменены или компенсированы социотехническими действиями. Технические системы имеют свои законы, например, закон технического совершенства (совершенство экспоненциально зависит от количества N выпущенных изделий: F=K1*exp(-k2*N), k1, k2 - коэффициенты). Основной дефект многих исследований - отношение ко всем закономерностям как к естественным свойствам объектов, совершенствование методов измерения, вместо поиска способов воздействия на объект.
Законы развития социотехнических систем подсказывают направления воздействия ( в частности следующие, заимствованные из теории решения изобретательских задач): - переход от МОНОсистем к ПОЛИсистемам; - свёртка системы (один объект выполняет несколько функций). Форма, с помощью которой можно "поймать" закон – методологическая схема.