6.Основные принципы и этапы реинжиниринга бизнес-процессов
Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является системная реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.
Инжиниринг бизнес-процессов включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например один раз в 5 – 7 лет, и последующее непрерывное улучшение бизнес-процессов путем их адаптации к изменяющейся внешней среде.
предполагается их обязательное комплексное решение при реинжиниринге бизнес - процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов предполагает изменение архитектуры корпоративной экономической информационной системы, которая призвана: •на оперативном уровне обеспечить ускорение информационных потоков, связывающих участников деловых процессов, и улучшить синхронизацию одновременно выполняемых деловых процессов; •на тактическом уровне способствовать повышению качества принимаемых управленческих решений, позволяющих адаптировать деловые процессы к изменению внешней среды; •на стратегическом уровне обеспечивать процесс принятия решений относительно проектирования новых и перепроектирования существующих бизнес-процессов.
На оперативном уровне создаются системы обработки транзакций (OLTP - On-Line Transaction Processing), которые призваны упростить организацию и управляемость деловыми процессами на основе принципов горизонтального и вертикального сжатия процессов, централизации (децентрализации).
Горизонтальное сжатие процесса – несколько рабочих процедур объединяется в рамках создания многофункционального автоматизированного рабочего места, подключаемого к комплексной системе автоматизации управления. Характер деятельности непосредственных исполнителей деловых процессов становится информационным. Автоматизация множества операций позволяет концентрировать выполнение множества функций одним работником с меньшей квалификацией. Например, при приеме заказа от клиента выполняется не только его регистрация, но и планирование выполнения. В ходе планирования проверяется достаточность всех необходимых ресурсов, осуществляется их выделение, назначаются сроки выполнения, корректируется общий план-график работ, создаются заказы-наряды на выполнение работ для производственных подразделений и снабжения, причем планирование работ выполняется автоматически с помощью последовательности взаимосвязанных процедур. Кроме того, с помощью экспертной системы в случае достаточно дорогостоящих заказов может быть выполнена проверка финансового состояния клиента.
Вертикальное сжатие процесса - организация и контроль выполнения делового процесса со стороны менеджеров на основе использования локальных вычислительных сетей с архитектурой «клиент-сервер», систем управления потоками работ и распределенных баз данных. Система управления рабочими потоками (workflow) оперативно связывает по локальной вычислительной сети операции исполнителей из различных подразделений внутри предприятия и программные приложения в сквозные бизнес-процессы, которые контролируются руководством предприятия как единым целым.
Централизованное (децентрализованное) управление процессом - координация выполнения операций процесса территориально - распределенными структурными подразделениями предприятия или предприятиями - партнерами на основе использования глобальной вычислительной сети Intranet/Internet, стандартов электронного обмена данными (EDI - Electronic Data Interchange) и компонентной технологии программных интерфейсов DCOM, CORBA.
Этапы реинжиниринга бизнес-процессов •идентификация бизнес-процессов; •обратный инжиниринг; •разработка моделей новой организации бизнес-процессов; •реализация проекта; •внедрение.
Идентификация бизнес-процессов. Работы по идентификации бизнес-процессов инициируют менеджеры верхнего звена управления предприятием – лица, принимающие решения. На этом этапе осуществляется постановка задач реинжиниринга бизнес-процессов, которая определяется ключевыми проблемами предприятия, вызывающими необходимость РБП, например, в связи со снижением объема продаж или увеличением числа рекламаций на продукцию или высокой текучестью кадров, или низкой загруженностью оборудования, или межоперационными простоями, или сверхнормативными запасами и т. д.
Для подготовки принятия решений по проведению реинжиниринга бизнес-процессов или уточнения сформулированных задач РБП может быть проведена работа по обобщенному анализу финансово - хозяйственной деятельности предприятия с использованием современных информационных технологий.
Обратный инжиниринг предполагает исследование функционирующих на предприятии бизнес-процессов. Цель этапа заключается в проведении диагностики «узких мест» в организации существующих бизнес-процессов и формулировании направлений их реорганизации. Задача обратного инжиниринга упрощается, если на предприятии имеется документация о функционирующих процессах после предыдущей реорганизации.
На этапе обратного инжиниринга постановка задач реорганизации бизнес-процессов уточняется, сформулированные на этапе идентификации бизнес-процессов в общем виде цели РБП могут быть скорректированы по результатам исследования существующей системы организации бизнес-процессов.
Разработка моделей новой организации бизнес-процессов. Прямой инжиниринг предполагает разработку моделей новой организации бизнес-процессов. При этом модели могут строиться в нескольких вариантах, из которых выбираются наиболее эффективные варианты с точки зрения реализации критических факторов успеха. В конечном счете, оставляют два варианта моделей новой организации бизнес-процессов: •идеальную модель, которая может быть достигнута в перспективе и к которой следует стремиться; •реальную модель, которая может быть достигнута в обозримом будущем с учетом имеющихся ресурсов и ограничений.
идеальной модели, т.е. необходимо, чтобы обе модели были концептуально близки друг другу. Моделирование проблемной области бизнес-процессов выполняется в два этапа: •во-первых, определяется объективная структура новой организации бизнес-процессов: состав объектов, функций и событий; •во-вторых, объекты и функции бизнес-процессов распределяются по структурным подразделениям предприятия, и определяются требования к информационной системе. Для построения архитектуры информационной системы на этом этапе формируются следующие требования: какие функции будут автоматизироваться, какие для этого потребуются покупные и оригинальные типы программ, какие необходимы информационные объекты, как они будут организованы и распределены.
Реализация проекта реинжиниринга бизнес-процессов. После определения моделей новой организации бизнес-процессов осуществляется разработка обеспечивающих подсистем, поддерживающих функционирование предприятия в новых условиях.
Для изменения структуры организационно-экономической системы осуществляются: •разработка организационно-штатной структуры предприятия; •разработка должностных инструкций; •разработка системы стимулирования работников; •обучение персонала; •подготовка рабочей документации.
Для создания новой информационной системы осуществляются: •генерация, настройка, программирование и отладка программных модулей; •разработка и наполнение базы данных; •установка вычислительного оборудования и системы телекоммуникации.
Внедрение проекта реинжиниринга бизнес-процессов. Внедрение проекта РБП, как правило, осуществляется поэтапно в соответствии с приоритетами, установленными на этапе идентификации бизнес-процессов. Большое значение на этапе внедрения отводится комплексному тестированию компонентов проекта, для чего используются специальные программные средства. После внедрения спроектированных бизнес-процессов в реальную практику очень важно организовать анализ достижения заданных в начале реинжиниринга критериев (метрик) эффективности функционирования предприятия (benchmarking), на основе которых можно своевременно принимать решения о необходимости адаптации бизнес-процессов к изменяющейся внешней среде.